четверг, 4 октября 2012 г.

Братья Лимбург

Братья Поль, Жан (Ян, Иоанн) и Эрман (Херман) Лимбург – самые известные мастера средневековой книжной миниатюры, создатели прославленного шедевра иллюминованной книги – "Роскошного часослова герцога Беррийского" (Tres Riches Heures du Duc de Berry; в русском переводе этот кодекс также именуется "Великолепный часослов герцога Беррийского" – А.З.).
 
Фамилия указывает на то, что они могут быть выходцами из Лимбурга – старинных земель на юге современных Нидерландов. Но обнаруженные в 1950 г. в архиве г. Неймегена документы указали, что переселенцем из Лимбурга был их отец, Арнольд ван Лимбург, братья же родились в Неймегене в 1370-1380-х гг. Ставший в XIII в. резиденцией графов, а затем и герцогов Гелдернских, Неймеген в XIV в. переживал подъем: успешная морская торговля с Англией и немецкими городами, входившими в Ганзейский союз, привлекала сюда предприимчивых людей и новые идеи. Здесь стали строиться церкви, монастыри и конвенты, для украшения которых требовалось много умелых ремесленников.
 
Кипение деловой и художественной жизни привлекли сюда Арнольда Лимбурга, резчика по дереву. Он женился на Метте Малуэль, сестре придворного художника герцогов Жана Малуэля. Представители семейства Малуэль-Лимбург занимались ремеслами: ювелирным, резьбой по дереву, вышивкой, живописью.
Решающую роль в судьбе братьев Лимбург сыграли их собственные родственные связи и династические узы, соединявшие род Герле с французским королевским домом. Герцогиня ван Герле рекомендовала талантливого художника Жана Малуэля своей кузине, французской королеве Изабелле, и в 1396 г. тот отправился в Париж. Около 1400 г. он пригласил во французскую столицу своих племянников и, по-видимому, помог им получить заказ у герцога Бургундского Филиппа Смелого, у которого состоял на службе.
Поразительное по красоте и гармонии искусство братьев Лимбург возникло в трудные для Европы времена. Борьба двух пап – в Риме и Авиньоне – и начинающееся движение за реформу церкви, войны, которые сопровождали борьбу аристократических семейств за королевскую корону, почти столетие бушевавшая в Европе чума, унесшая треть населения... Дворы крупнейших аристократов, покровительствовавших искусству, таких как герцоги Бургундские и Беррийские, были среди этой смуты и разрухи оазисами, где цвели изящные манеры и искусства.
В это нестабильное время талантливым художникам приходилось искать новых покровителей, переезжая от двора ко двору. Они приносили с собой новые впечатления, впитывали то, что видели у других мастеров, и этот живой обмен опытом и идеями, смешение северной готической традиции и достижений итальянского треченто, породило в искусстве около 1400 г. стиль интернациональной готики, особенностями которого были элегантность и утонченность аристократического искусства.
Незавершенные шедевры
Для Филиппа Смелого братья создали "Нравоучительную Библию" (1400-1405) (Париж, Национальная библиотека), и это самая ранняя из известных нам работ художников. Содержание книги составляют комментарии к цитатам из Библии, которые сопровождаются миниатюрами с религиозными сценами, по восемь на одной странице (по четыре двумя параллельными столбцами рядом с текстом). Каждая сцена заключена в рамку и напоминает раскрашенные цветные деревянные или каменные рельефы, во множестве встречающиеся в убранстве соборов. Фигуры удлиненных пропорций в одеяниях с певуче струящимися складками, плотно заполняющие пространство каждой сцены, почти не оставляют места пейзажу или архитектуре, которые даны только намеком.
Миниатюры вполне совпадают с "мягким" стилем интернациональной готики, выделяясь из аналогичных произведений качеством исполнения и ошеломляющим количеством – 384 миниатюры успели сделать художники, заполнив первые 24 разворота.
Манускрипт остался незаконченным, смерть заказчика оборвала работу.
В отличие от Жана Малуэля, оставшегося в Бургундии, Лимбурги в 1405 г. перешли на службу к брату Филиппа и тоже принцу королевской крови герцогу Жану Беррийскому (1340-1416). Это была примечательная фигура своего времени. Увлеченный коллекционер, герцог собирал драгоценные камни, монеты, медали, статуэтки, всевозможные диковины, редких зверей. Но главной его страстью были иллюминованные манускрипты. Он их покупал, выменивал, дарил и заказывал художникам.
Братья Лимбург работали для своего патрона в Париже и в Бурже, столице герцогства Берри. По источникам известно, что они часто наезжали в родной город, где госпожой была племянница Жана Беррийского, герцогиня Мария Гелдернская. К несчастью, именитый патрон и художники умерли почти одновременно, в 1415 году, как полагают, став жертвами бродившей по Европе чумы, оставив свое самое знаменитое произведение – "Роскошный часослов" – незавершенным.
Часословы часто оставались незаконченными. В этом их участь сопоставима со средневековыми соборами, несмотря на огромную разницу в размерах. Как и соборы, книги создавала артель, коллектив мастеров. Одни старательно разлиновывали страницы, оставляя место для инициалов и изображений, помещаемых в тексте между столбцами. Другие писали текст, выделяя важные фразы красными чернилами. Третьи прописывали инициалы. Четвертые украшали поля рукописи витиеватым орнаментом. Затем наступал черед художников-миниатюристов, писавших сцены-картины и маленькие композиции в инициалах, фигуры среди орнамента. Поскольку тетради не сшивали заранее, миниатюристы (их могло быть несколько, особенно в случае объемистых рукописей и богатства украшений) могли работать одновременно. Вот почему нередко в миниатюрах часословов различают стиль нескольких мастеров. Затем наставал черед переплетчика, сшивавшего тетради в единый блок под обложкой из кожи.
Каждая стадия работы над рукописью могла отделяться от другой временным интервалом, иногда достигавшим нескольких лет или десятилетий. За это время сменялись или переезжали в другое место владельцы, и мастера, завершающие работу, привносили в нее специфику местной художественной культуры. И все перипетии откладывались в особенностях украшения манускриптов. Это напоминает напластование строительных периодов при воздвижении соборов, только в миниатюре. Но это же обстоятельство сильно затрудняет атрибуцию манускриптов, не говоря уже об отдельных вырезанных из кодексов листах. Не избегли этой участи и произведения братьев Лимбург. "Роскошный часослов" завершал полвека спустя, в 1485-1489 гг., Жан Коломб. Но и сами они добавили завершающую миниатюру в "Малый часослов" герцога после того, как над ним трудились в течение двадцати лет несколько крупнейших художников, последовательно сменяя друг друга.
Несмотря на то что теперь известны многие подробности жизни и творчества братьев Лимбург, остается еще много нерешенных вопросов. Первый и главный среди них – вопрос разграничения их художественных индивидуальностей. В документах чаще упоминается Поль или "Поль с братьями". Возможно, он был старшим или наиболее талантливым и возглавлял мастерскую. Серьезные попытки выделить группу работ каждого из братьев предпринимали крупнейшие специалисты, исследовавшие их творчество, но это не дало убедительных результатов, и в целом все же приходится смириться с "коллективным авторством" Лимбургов в отношении созданных ими произведений.
За те немногие годы жизни, что были отпущены им судьбой (смерть настигла их в возрасте 30-35 лет), художники создали около 700 миниатюр в шести манускриптах, в отношении которых их авторство является бесспорным.
Энциклопедия позднего средневековья
Первым заказом герцога Беррийского был "Прекрасный часослов", выполненный в 1405-1408/1409 гг. (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) – единственный завершенный и полностью выполненный братьями манускрипт. Он содержит 172 миниатюры (для сравнения можно указать, что часовник считался обильно иллюстрированным, если включал хотя бы двадцать миниатюр). Единство замысла придает книге удивительную стройность и чистоту стиля. Каждая миниатюра занимает большую часть страницы, оставляя внизу пространство лишь для нескольких строчек текста, а поля покрывает сплошной орнамент из стилизованных вьющихся тонких побегов плюща, создавая изящное и пышное обрамление. От архаичных по рисунку и композиции иллюстраций "Нравоучительной Библии" искусство художников эволюционирует ко все большей свободе и ясности, уверенности и совершенству рисунка.
Следующей большой работой художников стал прославленный "Роскошный часослов герцога Беррийского" (1410-1415) (Шантийи, Музей Конде), для которого художники успели выполнить 131 миниатюру.
Часослов необычайно емко и точно отражает стиль жизни и искусства своего времени. Аристократия позднего Средневековья жила идеалами рыцарства и куртуазной любви. Турниры, охота, прогулки в полях и садах, пиры составляли основные занятия знати. Во вкусах царило пристрастие к роскоши, к чистым цветам и контрастным сочетаниям. Особенно ценился блеск – шелков, золота, драгоценных камней, обильно украшавших одежду. Другой особенностью вкуса той эпохи была любовь к подробности. Все эти качества в высшей степени явлены в миниатюрах часослова.
Вместе с тем каждый раздел этой книги дышит новизной, открывает новую страницу в творчестве художников и предвосхищает многие радикальные перемены в искусстве следующего столетия. Рассматривая миниатюры "Роскошного часослова", мы видим, как они насыщаются всё новыми подробностями, почерпнутыми в наблюдении окружающей жизни, как всё более развитыми становятся характеристики пейзажных фонов и архитектуры, множество бытовых деталей входит даже в религиозные сцены, не разрушая, однако, цельности идеального образа.
Миниатюры братьев Лимбург представляют собой настоящую энциклопедию жизни позднего Средневековья, но, кроме того, они раскрывают биографию герцога Беррийского. Мы видим герцога за разными занятиями: пирующим (в миниатюре "Январь" из календаря "Роскошного часослова"), молящимся (на страницах "Прекрасного часослова"), отправляющимся в паломничество (заключительная миниатюра "Малого часослова"), благословляющим молодых в сцене помолвки (миниатюра "Апрель" из календаря "Роскошного часослова").
Герцогский герб – три золотые лилии на щите с синим полем, окаймленным красной полосой, – то и дело встречается на страницах часослова отдельным изображением или вплетенным в орнамент вокруг миниатюры, неустанно напоминая о владельце и заказчике книги. Мы видим его резиденцию Бурж, дворец в Париже, Венсеннский замок, где герцог появился на свет и где хранил свои художественные коллекции. Такой настойчивый акцент на личности, особенностях индивидуальной биографии, безусловно, примета новых веяний в жизни и искусстве, предвосхищающая ренессансный индивидуализм следующего столетия.
Художественные особенности
"Роскошный часослов" отличает большая композиционная свобода, многообразие вариаций форм миниатюр и орнаментов обрамлений, при том что художники осуществляли единый план украшения книги с чередованием больших и малых иллюстраций. Сцены вписываются в круг, в сложные обрамления.
Неистощимо разнообразны сочетания текста и изображения. То картинка вставляется в столбец, то текст опускается по центру изображения, от миниатюры отходят завитки растительного орнамента, он же то прихотливо возникает в верхнем или нижнем углу страницы, то вьется по полю вдоль текстовых столбцов. Различен ритм инициалов. Все это не дает глазу утомиться монотонностью, напротив, увлекает неистощимой фантазией. При четкой структуре "текст – изображение" варианты их соотнесения бесконечно разнообразны.
Многие миниатюры "Роскошного часослова" несут печать античного, итальянского, восточного искусства.
В связи с этим выдвигалась даже гипотеза о путешествии художников в Италию. Однако источники этих мотивов были гораздо ближе – античные статуэтки, медали, геммы, монеты были доступны художникам в герцогской коллекции, как и итальянские книги и, возможно, художественные образцы. Связь с Италией, как минимум Северной, скреплялась семейными узами: сестра герцога Беррийского была супругой герцога Миланского.
Из книг о Востоке, в первую очередь из "Книги чудес" Марко Поло, из византийских медалей (медали императоров Константина и Ираклия Палеологов герцог подарил художникам) – восточные веяния.
Братья Лимбург работали в тот период, когда рождался новый вид живописного искусства – картина. В Средневековье распространенными формами живописи были фреска, витраж или книжная миниатюра. Около 1400 г. появляются первые небольшие картины, написанные на досках, – религиозные сцены, служащие створками скульптурных алтарей, портреты правителей, небольшие двустворчатые складни и триптихи, предназначенные для домашних молелен. Одним из первых художников этого направления стал Жан Малуэль.
Нельзя не отметить сходства в форме иных миниатюр часослова – с полукруглым или прямоугольным навершием, с полуциркульным закруглением вверху – с формами ранних живописных алтарей. Но еще решительнее это направление в сторону высвобождения миниатюры из книги и превращения в самостоятельное живописное произведение демонстрируют восемь больших миниатюр, выполненных на отдельных листах и вставленных в книгу. Их размеры близки между собой, но отличаются от миниатюр в книге; на оборотах не предусмотрены поля для текстов. Два из этих изображений вообще не характерны для состава часословов – это "План Рима" и "Астрологический человек". Очевидно, эти дополнительные листы были вшиты в кодекс позднее: из-за смерти заказчика и художников книга осталась незаконченной, и душеприказчики герцога обнаружили ее в виде нескольких тетрадей, заботливо сложенных в драгоценном ларце, как свидетельствует запись в инвентаре имущества герцога 1416 г. Но выбор сюжетов миниатюр, несомненно, определен заказчиком. Особенно интересен "Астрологический человек".
Искусство книжной миниатюры, поднявшееся в Средние века в лучших своих созданиях до уровня большого искусства, до сих пор мало известно широкому зрителю. Миниатюры составляют неотъемлемую часть книги, которую они украшают, и с этим связаны трудности их показа на выставках. Событием сенсационным стала выставка, устроенная в 2005 г. музеем Хет Валкхоф в Неймегене. Центром экспозиции были около 30 миниатюр из "Прекрасного часослова" братьев Лимбург, представленные в окружении произведений их современников из Франции и родного Гелдерна. Этой выставкой город отметил свое 2000-летие.
Иллюстрации
Братья Лимбург. Чистилище
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Доставление Христа в преторию
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Астрологическая анатомия человека
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Епитимья Давида
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Евхаристия
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Ханаанская женщина
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. В Гефсиманском саду
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Христос в терновом венце
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Иов многострадальный
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Искушение Христа
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Изгнание нечистой силы
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Въезд в Иерусалим
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Коронация Богоматери
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Крещение Христа
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Мученичество святого Андрея
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Несение креста
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Обретение Христа
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Очищение Девы
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Падение мятежных ангелов
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. План Рима
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Победа Давида
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Похороны Раймона Диокре
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Поклонение волхвов
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Положение во гроб
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Пятидесятница
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Рай
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Райский сад
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Распятие на кресте
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Рождественская месса
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Рождество
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
 
Братья Лимбург. Сивилла, Мадонна и император Август
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Смерть Христа
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Снятие с креста
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Крещение святого Августина
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Процессия святого Григория
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Процессия святого Григория
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Иоанн на острове Патмос
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Мученичество святого Марка
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Преумножение хлебов
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Визит Марии к Елизавете
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Воскресение
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Воскрешение Лазаря
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Вознесение
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Возвеличивание Христа
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Возвещение пастухам
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Всадник смерти
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Введение Марии во храм
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Братья Лимбург. Вывод Христа их претории
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Ниже привожу с краткими комментариями 12 месяцев из "Великолепного часослова герцога Беррийского" – пожалуй, самые часто воспроизводимые в отечественной (особенно советской) научной литературе готические миниатюры.
Братья Лимбург. Январь
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Обмен подарками при дворе герцога Беррийского (сидит во главе стола в синей одежде).
В толпе — предполагаемые автопортреты Лимбургов (двое в красных тюрбанах и перед ними один в белом).
В небесах Козерог и Водолей. Единственная миниатюра из всего цикла месяцев, выполненая в интерьере.
Братья Лимбург. Февраль
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Рубка дров, интерьер сельского дома. Пейзаж — не идентифицируется.
Братья Лимбург. Март
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Пахота, сев, обработка виноградника. Место — замок Лузиньян в Пуату.
На перекрестке дорог стоит памятник Монжуа (Montjoie),
над башней летает фея Мелюзина в виде дракона, покровительница рода Лузиньянов.
Братья Лимбург. Апрель
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Пара молодоженов меняется кольцами в саду, в присутствии семьи и друзей.
Предположительно изображение обручения внучки герцога Бонны д’Арманьяк
и Шарля Орлеанского. Дамы рвут цветы для новобрачных.
Место — замок Дурдан (Dourdan), владение герцога.
Братья Лимбург. Май
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Празднование первого майского дня. Процессия отправляется в лес, чтобы набрать ветвей и цветов.
Место - замок Риом, столица Оверни, владение герцога (?)
или же Королевский дворец (Palais de la Cite, ныне Дворец правосудия), Париж,
с виднеющимися башнями Консьержери, Тур д'Орлож, Шатле и проч.
Братья Лимбург. Июнь
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Сенокос. Место — Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Сите (теперь насыпь Нового Моста),
видны замок Консьержери, Сен-Шапель.
Братья Лимбург. Июль
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Жатва и стрижка овец. Место — замок де Клэ (Clain) в Пуату, владение герцога.
Братья Лимбург. Август
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Соколиная охота, купание. Место — замок Этамп (Etampes), владение герцога.
Братья Лимбург. Сентябрь
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Сбор винограда. Место — замок Сомюр около Анжера, владение герцога.
Братья Лимбург. Октябрь
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Сев озимых. Место — поле напротив замка Лувр, (теперь набережная Малаке).
Вид от Отеля Нель (Hotel de Nesle), парижской резиденции герцога.
Братья Лимбург. Ноябрь
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Поиск желудей. Пейзаж — вымышленный, вероятно,
вдохновлен видами Савойи, где работал художник.
Братья Лимбург. Декабрь
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи
Охота. Место — дубовая роща вокруг Венсенского замка, владение герцога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий