пятница, 28 сентября 2012 г.

Живопись Эвелин де Морган

«Ариадна на Наксосе»
 (690x407, 46Kb)

«Ночь и сон» (1878)
 (680x469, 47Kb)

Эвелин де Морган родилась 30 августа 1855 года в Лондоне. Она была старшим ребенком в богатой аристократической семье. Отец художницы, Персиваль Андре Пикеринг, был преуспевающим адвокатом, а мать, Анна Мария Вильгельмина, приходилась сестрой живописцу Джону Роддэму Спенсеру Стэнхоупу.
Эвелин получила прекрасное домашнее образование, а с 15 лет начала брать уроки рисунка. Родители считали, что для девушки из хорошей семьи важнее всего было удачно выйти замуж, однако сама Эвелин придерживалась на этот счет другого мнения. Она с детства мечтала о карьере художницы и втайне от родителей занималась живописью под руководством своего дяди, который, вероятно, и познакомил ее с творчеством прерафаэлитов.
В 1873 году она поступила в Школу искусств Слэйда в мастерскую Пойнтера, где была одной из лучших женщин-студентов. В 1875 году после окончания школы Эвелин отправилась вместе с дядей в путешествие по Италии, посетила Рим, Перуджу, Ассизи и Флоренцию, где изучала произведения художников Раннего Возрождения. Особое впечатление на нее произвела живопись флорентийской школы, и, в первую очередь, творчество Сандро Боттичелли, стиль и живописная манера которого отразилась в ее полотне «Флора» (1894).

 (286x700, 67Kb)


В своем творчестве Эвелин испытала заметное влияние живописи прерафаэлитов, особенно Эдварда Берн-Джонса, став одним из самых талантливых из его последователей. Влияние Берн-Джонса на ее творчество неоспоримо, и в то же время оно несет в себе черты индивидуальности. Ее образы более женственны, а цветовая палитра ярче и насыщеннее.
Первая же картина «Ариадна на Наксосе»(1877), написанная ею по возвращению в Англию и показанная в Галерее Дадли, принесла художнице успех.
За ней последовали полотна «Ночь и сон» (1878),

«Венера и Купидон» (1878)

 (316x600, 38Kb)

«Дриада» (1884-1885)

 (296x698, 37Kb)

«Русалки» (1885-1886)

 (640x327, 36Kb)

«Рассвет» («Триумф Авроры») (1886)

 (680x450, 102Kb)


Они утвердили Эвелин как мастера мифологической живописи с ярко выраженным символическим оттенком.
В 1887 году художница вышла замуж за керамиста и декоратора Уильяма де Моргана, одного из соратников Уильяма Морриса по движению «Искусства и Ремесла». С 1890 по 1914 год супруги проводили зимы во Флоренции, так как мягкий климат Италии был необходим для слабого здоровья Уильяма, а шедевры ренессансной культуры были великолепной питательной средой для творчества Эвелин.
Женские образы занимают в творчестве де Морган особое место. Многие из ее картин представляют собой одиноко стоящую или идущую женскую фигуру. Таковы «Деянира» (1878), «Геро, держащая факел для Леандра» (1885)

 (354x700, 61Kb)

«Клития» (1886-1887)

 (300x692, 36Kb)

«Елена Троянская» (1898)
 (287x600, 37Kb)

«Кассандра» (1898)

 (300x634, 42Kb)


Значительная роль в этих полотнах отводится пейзажу, не только создающему необходимое настроение, но и несущему в себе глубокий символический смысл.
Поздние работы художницы, написанные на рубеже веков, становятся более сложными по композиции и символике, но при этом теряют лаконизм и ясность, которые были одним из главных достоинств творчества Эвелин де Морган. Среди несомненных удач этого периода – «Слепота и Алчность, изгоняющие радость из Города» (1897)

 (640x450, 76Kb)

«Долина Теней» (1899)

 (648x430, 56Kb)

«Духи Бури» (1900)

 (690x473, 67Kb)

«Мелодия осени» (1903)

 (650x334, 53Kb)



Эвелин, как и ее муж, проявила живой интерес к спиритизму и оккультным наукам, что нашло отражение в ее картинах, наполненных тайными знаками и тяготеющих к символизму. Многие ее полотна включают священные и аллегорические фигуры, сцены и легенды, как правило содержащие мораль. Вместе с мужем художница разработала метод живописи с использованием глицерина, который, хотя и был достаточно трудоемким, давал яркие и насыщенные цвета, которые она искала.
Большой интерес к творчеству Эвелин де Морган к первому десятилетию XX века значительно снизился. В 1916 году художница создала цикл из 13 аллегорических полотен, навеянных событиями Первой мировой войны, пожертвовав средства, вырученные от их продажи, на нужды Красного Креста.
Картины этого цикла, лишенные гармоничной целостности ранних работ, поражают образной мощью и большой внутренней силой.

«Красный Крест» («Аллегория Фландрии») (1916)

 (400x575, 52Kb)

«Поля убитых» (1916)

 (410x551, 41Kb)


“S.O.S.” (1916)

 (369x600, 44Kb)


Те же качества отличают одно из последних полотен Эвелин де Морган, «Золотая клетка» (1919), посвященное, на первый взгляд, той же теме, что и ее более ранняя работа «Узница» (1907).

 (447x600, 67Kb)

Узница

 (600x520, 52Kb)

Золотая клетка


Однако при более внимательном изучении бросается в глаза ее метафорический подтекст, позволяющий воспринимать ее как томлении души, стремящейся покинуть тесную телесную оболочку.
Художница умерла в Лондоне 2 мая 1919 года.

Текст приведен по: Мировое искусство. Прерафаэлизм / Сост. И. Г. Мосин. СПб; ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006.

А вот еще несколько работ Эвелин де Морган. По моему произвольному выбору=)))

Медея

 (409x700, 92Kb)

Луна


 (420x525, 28Kb)

Королева Алиенора и Прекрасная Розамунда

 (462x525, 37Kb)

Любовный напиток


 (400x613, 51Kb)

Свет во тьме


 (425x700, 82Kb)

Золотые часы Моделью для этой картины стала та самая Джейн Берден-Моррис.
 (467x600, 97Kb)

Вечерняя звезда над морем


 (600x486, 46Kb)

Надежда в тюрьме Отчаяния


 (600x533, 58Kb)

Комментариев нет:

Отправить комментарий