суббота, 19 января 2013 г.

"Боги и богини"



0_85b3f_33735751_XL (700x181, 137Kb)

fada505e4bf1 (97x51, 3Kb)

В дни, когда вы светлый мир учили
Безмятежной поступи весны,
Над блаженным племенем царили
Властелины сказочной страны,-
Ах, счастливой верою владея,
Жизнь была совсем, совсем иной
В дни, когда цветами, Киферея,
Храм увенчивали твой!

В дни, когда покров воображенья
Вдохновенно правду облекал,
Жизнь струилась полнотой творенья,
И бездушный камень ощущал.
Благородней этот мир казался,
И любовь к нему была жива;
Вещим взорам всюду открывался
След священный божества.

Где теперь, как нас мудрец наставил,
Мертвый шар в пространстве раскален,
Там в тиши величественной правил
Колесницей светлой Аполлон.
Здесь, на высях, жили ореады,
Этот лес был сенью для дриад,
Там из урны молодой наяды
Бил сребристый водопад.....
Фридрих Шиллер "Боги Греции"

fada505e4bf1 (97x51, 3Kb)


 
Габриэль-Франсуа Дуайен (1796—1806) *Триумф Амфитриты*

Амфитрита - одна из нереид, дочь Нерея, вещего старца, который живет в море, и океаниды Дориды. Богиня моря, супруга Посейдона.
По одной из версий мифа, Посейдон похитил ее. Другой же миф рассказывает, что бог морей Посейдон увидел однажды, как Амфитрита водила хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился брат громовержца Зевса прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась от его любви в одной из пещер Океана, ища приют у титана Атланта. Ее примеру последовали и другие нереиды.
Долго еще носился бы Посейдон по морю на своих конях, если бы не дельфин, которого он послал на поиски прекрасной девы. Он показал богу убежище нереиды; пришлось ей выйти замуж за Посейдона и жить в чудесном дворце в глубинах моря; а дельфин, в благодарность за оказанную услугу, оказался в числе небесных созвездий.
Изображалась Амфитрита мчащейся по морю на колеснице в сопровождении других нереид и тритонов. Почиталась вместе с Посейдоном.
Ноэль Куапель - Апофеоз Геркулеса

Кроме двенадцати работ, исполненных Геркулесом по приказанию Эврисфея, предание приписывает герою еще много других подвигов, которые как бы дополняют характеристику Геркулеса, этого укротителя и истребителя чудовищ, поборника правды и справедливости. Очистив авгиевы конюшни и лишив царства этого вероломного царя, Геркулес учредил там Олимпийские игры и воздвиг двенадцать алтарей двенадцати богам Олимпа.
В Египте Геркулес убивает царя Бусириса, установившего человеческие жертвоприношения. Когда-то в виде кары за какое-то преступление на эту страну был ниспослан страшный голод. Спрошенный оракул ответил, что голод прекратится только под тем условием, чтобы ежегодно приносили в жертву богам какого-нибудь чужестранца. Сто человек уже было принесено в жертву до прибытия Геркулеса, которого тотчас же схватили и заключили в оковы. Приведенный к царю, герой разорвал цепи, убил царя и уничтожил человеческие жертвоприношения.
Придя в Ливию, герой встретил исполина Антея ростом в 64 локтя (48 арш.). Этот великан заставлял всех чужестранцев бороться с ним и всегда побеждал их; вокруг его жилища валялись черепа его бесчисленных жертв. Его силы удваивались каждый раз, когда он прикасался к Земле, его матери. Геркулесу удалось поднять его на воздух и задушить.
Геркулес, продолжая свой путь по Ливии, дошел до того пункта, где она почти соприкасается с Европой; здесь он разделил горы и соединил Средиземное море с Океаном, и в воспоминание этого гигантского труда он поставил на берегу два столба, известных у древних под названием Геркулесовых столбов; в наше время это место называется Гибралтаром.
Возвращаясь из Испании, герой прошел по Италии со своими стадами; подойдя к Тибру, он остановился, чтобы дать быкам возможность отдохнуть. Утомленный длинным путешествием, Геркулес уснул вблизи пещеры, служившей жилищем одному из сыновей Вулкана, великану Каку. Он был огромного роста и обладал страшной силой; пламя вылетало из его уст, и туловище его заканчивалось огромным драконовым хвостом. Быки Геркулеса понравились великану; он увел часть стада и, чтобы скрыть следы, придумал тащить быков за хвост; Геркулес; проснувшись, заметил кражу, бросился к пещере, но, видя, что следы быков как бы удаляются оттуда, и не зная, в какую сторону идти их искать, он уже хотел от них отказаться, как вдруг из пещеры раздалось мычание. Геркулес проник в пещеру и увидел множество окровавленных голов путешественников, убитых Каком. Несмотря на пламя, вылетавшее из уст чудовища, Геркулес разрушил пещеру, схватил его за горло и задушил.
Окончив свои работы и совершив много других подвигов, Геркулес решил вновь жениться; услыхав, что царь Эврит обещал свою дочь Иолу тому, кто победит его в стрельбе из лука, он отправляется к нему и побеждает его. Но царь отказывается отдать за него дочь, и Геркулес в припадке гнева сбрасывает со стены сына царя — Ифита. Так как, по мнению древних, убийство никогда не остается безнаказанным и должно быть искуплено, то Геркулес отправляется в Дельфы, чтобы узнать от оракула, как искупить ему свою вину, но Пифия отказалась отвечать. Разгневанный Геркулес схватил ее треножник и хотел его уничтожить; тогда появился сам Аполлон и после ожесточенной борьбы отнял у него треножник. А оракул наконец заговорил и объявил, что Геркулес, для того чтобы искупить свое преступление, должен быть продан в рабство на три года. Меркурий продал его за три таланта Омфале, царице Лидии, и Геркулес, раненный стрелой коварного Амура, воспылал любовью к своей повелительнице. Пробыв у Омфалы положенные три года, герой снарядил восемнадцать кораблей и отправился вместе с другими героями против Илиона, чтобы отомстить царю Лаомедонту, обманувшему его. Побеждённый царь был убит вместе с сыновьями, кроме одного, Подарка: он был выкуплен сестрой его Гесионой ценою ее брачного покрывала, и с тех пор он стал называться Приамом, т.е. выкупленным, и сделался царем Трои.
После этого славного похода Геркулес отправился в Калидон к царю Финею, у которого была красавица дочь. Много героев и царей добивались ее руки, в том числе Ахелой, сын Океана. Когда появился Геркулес, предшествуемый своей славой, все претенденты прекрасной Деяниры скрылись, остался только один Ахелой, который обладал даром превращения, Он, принимая разные образы, вступил в борьбу с Геркулесом и был им, наконец, побежден. Герой-победитель захотел тотчас же увезти с собою Деяниру, но им пришлось остановиться перед рекой Эвеном. Живший там кентавр Несс предложил за плату перенести Деяниру . Геркулес согласился и пошел вперед. Услыхав крики Деяниры, призывающей его на помощь, он обернулся и увидал, что грубый кентавр хочет ее похитить. Геркулес догнал их и убил Несса. Умирающий кентавр захотел все же отомстить своему убийце. Он дал свой окровавленный пояс Деянире и уверил ее, что это талисман, благодаря которому она может всегда вернуть любовь Геркулеса в случае его измены. Скоро понадобился ей этот пояс: Геркулес покинул ее и захотел вновь жениться на Иоле. Уже все было готово для этого союза, когда Деянира узнала об этой измене. Желая вернуть любовь Геркулеса, она призвала слугу его Лихаса и послала с ним пояс, говоря, что он может украсить им свой свадебный наряд. Герой надевает его, и едва пояс дотрагивается до его тела, как Геркулес начинает испытывать ужасные страдания: яд, которым пропитан был пояс, проник в его кровь. Испуская дикие крики от боли, он в исступлении сбрасывает Лихаса со скалы в море. Скульптор Какова изваял группу «Исступленный Геркулес сбрасывает Лихаса». Не в силах переносить страдания, Геркулес решается покончить с собой. Он собирает на горе Эте деревья, складывает их в костер, покрывает его шкурой немейского льва, ложится на костер и просит своего друга, Филоктета, которому дарит свои смертоносные стрелы, поджечь костер. Пламя быстро охватывает костер со всех сторон, и когда сгорела смертная, или земная, оболочка героя, Юпитер взял его на Олимп, поместил его в число богов и дал ему в супруги Гебу, богиню вечной юности.
Благодаря поэтам и их описаниям Геркулес является олицетворением энергии и труда, этого цивилизатора, победителя тысячи препятствий и трудностей, которые природа всюду ставит на пути человечеству. На самых древних памятниках искусства он является совершенным типом героя и атлета.
В честь Геркулеса-бога было учреждено много праздников — они назывались гераклеи — и много жертвенных алтарей, на которых ему обыкновенно приносили в жертву кабана. Во время его праздников в Афинах исполнялись разные шутливые и веселые представления, а в других местностях происходили состязания в борьбе и стрельбе из лука. Римские гладиаторы, выходя в отставку, посвящали Геркулесу свое оружие. Ему были также посвящены серебристый тополь, оливковое дерево, плющ и горячие целебные источники. Ни один герой мифологии не пользовался такой популярностью в искусстве, как Геркулес. Художники всех эпох изображали его от колыбели и до божественного апофеоза включительно.

Ноэль Куапель - Юпитер на колеснице между Правосудием и Благочестием

Юпитер, в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его прозвищ - Люцетий ("светодающий") - говорит о том, что он считался также богом света.

Образ Юпитера объединил в себе черты многих древних италийских божеств. Ему приписывались покровительство земледелию, охрана границ; бог следил за соблюдением клятв и даровал полководцам победу в бою. Римские военачальники, возвращаясь с триумфом из походов, приносили Юпитеру благодарственные жертвы и несли в его храм лавровые венки.

В период Империи Юпитер считался покровителем императорской власти; иногда статуям, изображавшим божество, придавали облик римского правителя. Покоренные Римом народы отождествляли с Юпитером своих верховных божеств, например Амона, Ваала. Юпитер был аналогичен греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к римскому богу.

Жан-Батист Жувене - Аполлон и Фетида

Когда титан Прометей открыл великую тайну, что от брака Зевса с богиней Фетидой должен родиться сын, который будет могущественнее отца и свергнет его с престола, он посоветовал богам отдать Фетиду в жены Пелею, так как от этого брака родится великий герой. Так и решили поступить боги; одно лишь условие поставили боги: Пелей должен был победить богиню в единоборстве.

Когда бог Гефест сообщил Пелею волю богов, Пелей пошел в тот грот, в котором часто отдыхала Фетида, выплывая из глубины моря. Спрятался в гроте Пелей и стал ждать. Вот поднялась из моря Фетида и вошла в грот. Бросился на нее Пелей и обхватил своими могучими руками. Старалась вырваться Фетида. Она принимала вид львицы, змеи, она превращалась в воду, но не выпускал ее Пелей. Побеждена была Фетида, теперь она должна была стать женой Пелея.

В обширной пещере кентавра Хирона отпраздновали боги свадьбу Пелея с Фетидой. Роскошен был свадебный пир. Все боги Олимпа участвовали в нем. Громко звучала золотая кифара Аполлона, под ее звуки пели музы о великой славе, которая будет уделом сына Пелея и богини Фетиды. Пировали боги. Оры и хариты водили под пение муз и игру Аполлона хоровод, а среди них выделялись своей величественной красотой богиня-воительница Афина и юная богиня Артемида, но всех богинь превосходила красотой вечно юная богиня Афродита. Участвовали в хороводе и быстрый, как мысль, вестник богов Гермес, и неистовый бог войны Арес, забывший о кровавых битвах. Богато одарили боги новобрачных. Пелею подарил Хирон свое копье, древко которого было сделано из твердого, как железо, ясеня, выросшего на горе Пел ионе; властитель Посейдон подарил ему коней, а остальные боги - чудесные доспехи.

Веселились боги. Одна лишь богиня раздора Эрида не участвовала в свадебном пире. Одиноко бродила она около пещеры Хирона, глубоко затаив в сердце обиду на то, что не позвали ее на пир. Придумала, наконец, богиня Эрида, как отомстить богам, как возбудить раздор между ними. Она взяла золотое яблоко из далеких садов гереспид; одно лишь слово написано было на этом яблоке - "прекраснейшей". Тихо подошла Эрида к пиршественному столу, и для всех невидимая, бросила на стол золотое яблоко. Увидали боги яблоко, подняли и прочли на нем надпись. Но кто из богинь прекраснейшая? Тотчас возник спор между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви златой Афродитой. Каждая из них хотела получить это яблоко, ни одна из них не хотела уступить его другой. Обратились к царю богов и людей Зевсу богини и требовали решить их спор.

Зевс отказался быть судьей. Он взял яблоко, отдал его Гермесу и велел ему вести богинь в окрестности Трои, на склоны высокой Иды. Там должен был решить прекрасный сын царя Трои Приама, Парис, которой из богинь должно принадлежать яблоко, которая из всех - прекраснейшая. Так кончился свадебный пир Пелея раздором богинь. Много бед должен был принести людям этот спор трех богинь.

Мишель Корнель младший - Зефир и Флора

Зефир, в греческой мифологии один из сыновей Астрея и зари Эос, брат Борея и Нота, бог западного ветра. С гарпией Подаргой Зефир породил знаменитых своей быстротой коней Ахилла (Гомер, Илиада, XVI 148-151). Известен своей губительностью, позднее (Апулей, Метаморфозы, IV 35) представлялся как нежный, мягкий ветер; этот Зефир по велению Эрота унес Психею в его владения.
Зефир, ветер, по мнению древних господствовавший в восточной части Средиземного моря, начиная с весны, и наибольшей интенсивности достигавший к летнему солнцестоянию. Здесь он, хотя и теплый, но часто приносит с собою дожди и даже бури, тогда как в западной части Средиземного моря Зефир является почти всегда легким, приятным ветром. Отсюда разница в представлениях о Зефире греков, считавших его одним из самых сильных и стремительных ветров, и римлян, соединявших с ним ныне вызываемое им представление — о ласкающем, легком ветре. В мифологии Зефир - отец бессмертных коней: Ксанфа и Балия от Подарги, Эроса от Ириды (по Алкею), однако, возлюбленной его была Хлорида (в римской мифологии Флора). Вследствие своей быстроты, он считался также вестником богов.


Мишель Корнель младший - Суд Мидаса

Сюжет основан на древнегреческом мифе. Царь Фригии Мидас был судьей на музыкальном состязании бога Аполлона и Пана (в ином варианте — Марсия). В ходе состязания Аполлон прибег к нечестному приему — он перевернул свою лиру и играл на ней в таком непривычном положении. Пан попытался сделать то же самое со своей флейтой и не смог извлечь ни одного звука. В результате победителем оказался Аполлон. Царь Мидас опрометчиво присудил, учитывая малопривлекательный поступок Аполлона, первенство Пану, за что Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые тот был вынужден всю жизнь прятать под фригийским колпаком (отсюда выражение: "ослиные уши Мидаса"). Подтекст мифа и основанного на нем сюжета, популярного в эпоху Итальянского Возрождения и Барокко XVII—XVIII вв., заключается в противопоставлении струнных инструментов духовым (рис. 198). Первые в античности символизировали светлое, гармоничное — аполлоновское начало в искусстве; вторые — авло́с, сиринкс, флейта — оргиастическое, страстное, дионисийское.


Мишель Корнель младший - Ирида и Юпитер

Ирида в греческой мифологии первоначально олицетворение и богиня радуги, крылатая вестница Зевса и Геры, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Гарпий и Арки. Главная роль Ириды - быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и даже в преисподнюю. Как богиня радуги, являющейся после дождя в туче или в брызгах воды, Ирида стояла близко к морским божествам. У древних греческих поэтов и грамматиков она является иногда в качестве прислужницы жены Зевса Геры и исполнительницы ее поручений, подобно тому как Гермес играет такую же роль при Зевсе. По изложению Алкея, одного из величайших лирических поэтов Греции, существует миф, что от бога западного ветра Зефира Ирида родила Эроса.
По имени богини радуги назван цветок ирис — за богатство вариантов его окраски.

Ноэль Куапель - Похищение Деяниры кентавром Нессом

Деянира, Дейанира— в греческой мифологии дочь калидонского (либо из Плеврона) царя Ойнея и Алфеи (либо дочь Диониса), сестра Мелеагра, жена Геракла, мать Гераклидов.
С ранних лет Деянира умела владеть оружием и править колесницей. Её называют воительницей.После гибели Мелеагра все его сёстры с горя превратились в птиц-цесарок, лишь Деянира и ещё одна сестра Горга сохранили человеческий облик благодаря вмешательству Диониса.
Геракл, спустившись в царство мёртвых за Кербером, встретил там Мелеагра, который просил его взять в жёны Деяниру. Вернувшись на Землю, Геракл явился к Ойнею просить руки его дочери. Однако в Калидоне у Геракла появился соперник речной бог Ахелой. Ойней решил, что руку Деяниры получит тот, кто выйдет победителем в борьбе.
В битве Ахелой прибегал к хитростям, превращался в змею и быка. Однако, когда Геракл отломил рог Ахелою в облике быка, тот был побеждён. В результате Ойней отдал Гераклу Деяниру в жёны.
Покинув дворец Ойнея, Деянира и Геракл много путешествовали.
Когда на Геракла напали дриопы Феодаманта, Деянира сражалась рядом с ним и была ранена в грудь.
От Геракла она родила четырех сыновей — Гилла, Ктесиппа, Глена, Онита (согласно Диодору, трёх: Гилла, Гленея и Годита) и дочь — Макарию.
Однажды Геракл пришёл с женой к реке Эвен. Через эту бурную реку перевозил за плату путников на своей широкой спине кентавр Несс. Несс предложил перенести Деяниру на другой берег, и Геракл посадил её на спину кентавра. Сам же Геракл переплыл бурную реку, но как только он вышел на берег, услышал крик Деяниры, которая звала на помощь. Кентавр, пленённый ее красотой, хотел ее похитить и изнасиловать. Геракл смертельно ранил его стрелой из лука. Несс, умирая и желая отомстить, посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла.
Однажды, услышав, что Геракл собрался жениться на захваченной им в Эхалии Иоле, Деянира пропитала кровью Несса хитон и послала его Гераклу. Однако кровь Несса, погибшего от стрелы Геракла, смазанной желчью лернейской гидры, оказалась ядом, от которого в страшных мучениях погиб Геракл. Узнав о том, что вызвала смерть мужа, Деянира покончила с собой, заколовшись мечом; либо повесившись.

Рене-Антуан Уасс - Ирида и спящий Морфей

Ирида - юная вестница, легконогая девушка, в руках которой жезл-кадуцей выглядит изящной игрушкой, под стать ей самой, в отличие от внушительного, иногда пугающего, посоха коллеги-Гермеса. Ирида ещё любопытна, как ребёнок, пока не устала от бесконечных поручений, пока радуется каждой капле влаги и каждому лучику теплого солнечного света, разбивающего воду на веера цветных флагов, дробящихся ласковым дождиком, опадающим на землю, оживляющим её. Ирида готова мчаться, куда угодно, она радостна, она рассыпает радужные улыбки. Она хочет нового, ей всё любопытно.
Например, ей интересно, как доставить весточку всегда спящему Морфею?
Пока что ей никто не давал таких поручений, но ей не усидеть на месте ни минуты, и когда у неё выдается свободное время, она развлекает сама себя собственными задачками и загадками. Она с энтузиазмом ищет ложе Морфея, чтобы спеть ему утреннюю песню, заставить его выйти из сна и радоваться настоящей жизни. Но так и не находит – её останавливает Гермес: такой же легконогий быстрый вестник, но уже не юноша – в его глазах хитрость бывалого пройдохи соревнуется с мудростью опытного странника.
- Даже не пытайся, - без предисловий говорит Гермес.
- Не буди Морфея. Морфей хорош, только пока спит. Морфей – это сам сон, разбудив его, ты убьешь и его самого, и всё живое.
Ирида нехотя отступает.
Никто не может найти ложа Морфея, поэтому никто не видел его. Морфей спит, покой его нерушим. Его бережет толща океанских вод, надежно укрывшая его тело от шума бодрствования. Морфей раскинул перепончатые крылья, щупальца на его лице плавно шевелятся в такт поверхностным бурным штормам, которые не потревожат его.

Рене-Антуан Уасс - Рождение Минервы из головы Юпитера

Боги хоть и были бессмертными, но страдали от физической боли так же, как и простые смертные. Однажды у Юпитера страшно разболелась голова, и, надеясь, что боги смогут подсказать, как избавиться от боли, он собрал их всех на Олимпе. Но совместные усилия облегчить страдания Юпитера ни к чему не привели, даже советы Аполлона, бога медицины, оказались бесполезными. Не желая, а может быть, уже не в силах терпеть дальше эту адскую боль, Юпитер попросил одного из своих сыновей, Вулкана, разрубить ему голову топором. Послушный бог с живостью повиновался, но не успел он ударить топором, как из головы Юпитера появилась Минерва (Паллада, Афина) – в полный свой рост, облаченная в сверкающие доспехи, с острым копьем, распевая торжествующую песню победы.

Из головы ужасного Зевеса,
Сверкая золотом, прекрасная Минерва
Явилась, облаченная в доспехи.
Собравшиеся на Олимпе боги задрожали от страха перед этой неожиданной гостьей, и в то же самое время над морем и над сушей пронесся сильный вихрь, возвещая о появлении великой богини.

Богине, присоединившейся к жителям Олимпа, суждено было стать покровительницей мира, оборонительных войн и женского рукоделия, воплощением мудрости и прогнать мрачное божество по имени Тупость, которая до этого правила миром.
Минерва, изгнав свою непривлекательную предшественницу, быстро схватила скипетр и тут же начала править вместо нее.

Вскоре после ее рождения финикиец Кекропс пришел в Грецию, где основал в провинции, получившей название Аттика, прекрасный город. Все боги наблюдали за строительством этого города и, увидев, как он красив, захотели дать ему каждый свое название. Состоялся общий совет, и после обсуждения большинство богов отказались от своего намерения. Только Нептун и Минерва продолжали спорить, чье имя присвоить городу.

Чтобы разрешить этот спор без обид и вражды, Юпитер объявил, что город будет вверен попечению того божества, которое создаст наиболее полезный для жителей дар. Подняв трезубец, Нептун ударил им о землю, и оттуда, сопровождаемый возгласами удивления и восхищения, выскочил конь благородных кровей. Гордый создатель коня расписал яркими красками все его достоинства, и все решили, что Минерве нечего и думать превзойти Нептуна. Долго и презрительно смеялись они, когда Минерва, в свою очередь, создала оливковое дерево, но когда она рассказала им, как люди смогут использовать древесину, плоды, листья и ветви этого дерева, добавив, что оливковая ветвь служит символом мира и процветания и потому гораздо важнее для жителей, чем конь, символ войны и бедности, они не могли не признать, что ее дар лучше всего послужит людям, и присудили награду ей.

Чтобы увековечить свою победу над соперником, Афина дала городу свое имя, и городские жители с тех пор стали считать ее своей небесной покровительницей.

Находясь всегда рядом с Юпитером, Минерва помогала ему мудрыми советами, а в годы войны брала у него ужасный щит Эгис, вешала его через плечо и отправлялась к тем, чье дело было правым, чтобы оказать им поддержку.

Шум битвы не пугал эту отважную богиню, и всякий раз она мужественно бросалась в самую гущу боя.

Рене-Антуан Уасс - Меркурий и Аргус

Юпитер был в отчаянии — вот уже долгое время он не мог ни поговорить со своей возлюбленной Ио (которую он превратил в корову, чтобы его жена Юнона ни о чем не догадалась), ни вернуть ей человеческий облик. Тогда он попросил своего помощника Меркурия спасти Ио.
Захватив с собой несколько маковых головок, Меркурий подошел к Аргусу (который по приказу Юноны охранял Ио) и предложил рассказать ему сказки, чтобы скоротать время.
Всем было известно, что Меркурий — прекрасный рассказчик, и Аргус с радостью согласился, но Меркурий стал рассказывать такие длинные и неинтересные сказки, что Аргус вскоре закрыл половину из своих тысячи глаз и крепко уснул. Продолжая говорить все тем же монотонным голосом, Меркурий осторожно вытряс мак на голову великана, и вскоре все его глаза закрылись — он погрузился в сон.
Тогда Меркурий схватил меч и одним ударом отсек голову Аргуса от тела. Выполнив половину задания, Меркурий потащил корову прочь, но Юнона увидела это и тут же наслала на бедное животное огромного овода, который начал жалить ее. Доведенная до безумия его укусами, Ио бежала из одной страны в другую, перепрыгивая через реки, и, наконец, бросилась в море, которое с тех пор называется Ионическим. Переплыв его, она очутилась в Египте, где Юпитер возвратил ей человеческий облик, и где она родила сына Эпафа — первого царя Египта и основателя Мемфиса.
Юнона горько оплакивала смерть своего верного Аргуса и, собрав его глаза, прикрепила их на хвосты своих любимых птиц, павлинов, которые должны были всегда напоминать ей о преданном слуге.

Эта история тоже представляет собой аллегорию. Ио олицетворяет Луну, блуждающую по небу. Аргус — небеса, которые не сводят с нее своих звездных глаз. Меркурий — дождь, который одну за другой закрывает звезды, убивая тем самым Аргуса, который никогда не закрывал всех своих глаз одновременно.

Рене-Антуан Уасс - Аполлон и Дафна

Через некоторое время Аполлон встретил в лесу прекрасную нимфу по имени Дафна, дочь речного бога Пенея. Он влюбился в нее с первого взгляда и мечтал поговорить с девушкой и добиться ее любви.
Он осторожно приблизился к ней, стараясь не испугать, но не успел сказать и слова, как она бросилась бежать, а он, забыв обо всем, кинулся за ней вдогонку. Аполлон громко кричал, убеждая остановиться хоть на мгновение и обещая не делать ей ничего плохого. Но испуганная девушка не обращала внимания на его обещания и уговоры и бежала до тех пор, пока не почувствовала, что выбилась из сил, и не поняла, что, несмотря на все ее старания, преследователь ее догоняет. Дрожа от страха, она свернула с дороги и бросилась к реке, громко моля отца защитить ее. Не успела она добежать до берега, как ее ноги, казалось, приросли к земле, а дрожащие руки и тело покрылись толстой древесной корой и на пальцах выросли листья. Отец спас ее, превратив в лавровое дерево.
Аполлон, подбежавший к ней с раскрытыми для объятия руками, ощутил под своими пальцами шершавый ствол дерева. Сначала до него не дошло, что прекрасная девушка потеряна для него навсегда, но когда он понял это, то заявил, что с этих пор лавр станет его любимым деревом, и поэты, музыканты и художники впредь будут награждаться лавровым венком.

Шарль де Лафосс - Аполлон и Фетида

Ноэль Куапель - Жертвоприношение Юпитеру

Шарль де Лафосс - Жертвоприношение Ифигении

Ифигения — дочь Агамемнона и Клитемнестры . Родилась в год, когда Агамемнон обещал Артемиде прекраснейший дар из родившихся.
Когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. Артемида гневалась на Агамемнона за это, а также за то, что Атрей не принес ей в жертву золотого ягненка. Богиня наслала безветрие и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхант объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, самой красивой из дочерей Агамемнона. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это. Одиссей и Диомед поехали к Клитемнестре за Ифигенией, и Одиссей солгал, что её отдают в жены Ахиллу. Приносил её в жертву Калхант.
Когда она прибыла туда и всё уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания заменила Ифигению козой, а её на облаке похитила и унесла в Тавриду, вместо неё на алтарь был возложен теленок.

Ноэль Куапель - Нимфы преподносят Амальтее рог изобилия

Амалтея — в древнегреческой мифологии— легендарная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере Козьей горы в то время, когда богиня Рея прятала юного бога от его отца Кроноса. Когда родился Зевс, произвела на свет двух козлят. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами.
По другой версии, это (по Мусею) Амалфея была дочерью Гемония и обладала чудесным бычьим рогом. Рог упоминает Анакреонт. Амалфея повесила Зевса в колыбели на дерево, чтобы его нельзя было найти ни на небе, ни на земле, ни в море, когда его искал Крон.
После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят.

Николя-Рене Жоллен старший - Клития, превращающаяся в подсолнух

Нимфа, любовь которой отверг бог Аполлон. Страдая от его равнодушия, в слезах, она постоянно следила за солнечным диском. Она перестала есть и пить. Только роса смачивала иногда губы несчастной. Нимфа превратилась наконец в цветок подсолнечника, поворачивающего свою головку вслед за солнцем.

Шарль де Лафосс - Клития, превращающаяся в подслоднух

Николя-Рене Жоллен старший - Гиацинт, превращающийся в цветы

По поэме Овидия "Метаморфозы" - Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом бога стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся лесах или развлекаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы.
Однажды, когда близился уже жаркий полдень, Аполлон и Гиацинт состязались в метании тяжелого диска. Все выше и выше взлетал к небу бронзовый диск. Вот, напрягши силы, бросил диск могучий бог Аполлон. Высоко к самым облакам взлетел диск и, сверкая, как звезда, падал на землю. Побежал Гиацинт к тому месту, где должен был упасть диск. Он хотел скорее поднять его и бросить, чтобы показать Аполлону, что он, юный атлет не уступит ему, богу, в умении бросать диск. Упал диск на землю, отскочил от удара и со страшной силой попал в голову подбежавшему Гиацинту. Со стоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные кудри прекрасного юноши.
Подбежал испуганный Аполлон. Склонился он над своим другом, приподнял его, положил окровавленную голову себе на колени и старался остановить льющуюся из раны кровь. Но все напрасно. Бледнеет Гиацинт. Тускнеют всегда такие ясные глаза Гиацинта, бессильно склоняется его голова, подобно венчику вянущего на палящем полуденном солнце полевого цветка. В отчаянии воскликнул Аполлон:
- Ты умираешь, мой милый друг! О, горе, горе! Ты погиб от моей руки! Зачем бросил я диск! О, если бы мог я искупить мою вину и вместе с тобой сойти в безрадостное царство душ умерших! Зачем я бессмертен, зачем не могу последовать за тобой!
Крепко держит Аполлон в своих объятиях умирающего друга и падают его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела душа его в царство Аида. Стоит над телом умершего Аполлон и тихо шепчет:
- Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о тебе вечно живет и среди людей.
И вот по слову Аполлона, из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона. Жива память о Гиацинте и среди людей, они чтут его празднествами во дни гиацинтий.

Рене-Антуан Уасс - Минерва и Арахна

Смелость и другие мужские черты в характере Афины уравновешивались женскими, ибо богиня была столь же искусна в рукоделии, сколь и в военном деле. В те времена в Греции жила девушка по имени Арахна. Красивая, молодая и обаятельная, она была бы любима всеми, если бы не кичилась своим умением обращаться с иглой.
Арахна, воображавшая в своей гордыне, что никто не сможет сравниться с ней в искусстве рукоделия, хвасталась направо и налево, что не побоится вступить в соревнование с самой Минервой. Она так часто и так громко заявляла об этом, что богиня, наконец, рассердилась и покинула Олимп, чтобы покарать гордячку. Приняв облик дряхлой старухи, она вошла в дом Арахны, уселась и начала с ней разговор. Вскоре девушка снова стала хвастаться, что превзойдет в искусстве рукоделия саму Минерву. Богиня мягко посоветовала ей вести себя скромнее, иначе она рискует навлечь своими необдуманными словами гнев богов.
Но Арахна была так слепа в своей гордыне, что с презрением отвергла совет старухи. Она дерзко вскинула голову и заявила, что хотела бы, чтобы Минерва услышала ее, и предложила бы ей посоревноваться. И все бы убедились, что она, Арахна, была права. Эти наглые слова так разозлили Минерву, что она сбросила маску и приняла вызов.
Установив станки, они начали ткать изысканные гобелены — Минерва решила изобразить свой спор с Нептуном, а Арахна — Похищение Европы. Прекрасные ткачихи работали молча, и под их умелыми пальцами гобелены становились все длиннее. Под летающим, как молния, челноком Минервы появилось изображение собравшихся на Олимпе богов, конь и оливковое дерево. Они, казалось, ожили и задвигались.
Арахна тем временем трудилась над изображением плывущего быка, о широкую грудь которого разбивались волны, и полусмеющейся, полуплачущей девушки, прижавшейся к его рогам и не замечавшей, что ветер развевает ее волосы и одежды.
Закончив последний ряд, они повернулись, чтобы посмотреть на работу соперницы, и Арахна с первого же взгляда поняла, что проиграла. Но после всех этих хвастливых заявлений признаться в своем поражении было бы для нее величайшим унижением. Как горько сожалела она теперь о своей глупости и, набросив в отчаянии на шею веревку, повесилась. Минерва увидела это и тут же превратила девушку в паука, который был обречен без конца плести свою сеть — как предупреждение всем заносчивым смертным.

Рене-Антуан Уасс - Минерва учит жителей Родоса искусству скульптуры

Минерва, соответствующая греческой Афине Палладе, — италийская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь — Квинкватрии (Quinquatrus).
Прямое отношение к Минерве как военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Л. Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме. Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, — музыкантам; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.
Главное празднество в честь неё — Quinquatrus или Quinquatria, проводимое с 19 по 24 марта, — было праздником ремесленников и художников.

Рене-Антуан Уасс - Спор между Минервой и Нептуном об наименовании Афин

Вскоре после рождения Минервы финикиец Кекропс пришел в Грецию, где основал в провинции, получившей название Аттика, прекрасный город. Все античные боги наблюдали за строительством этого города и, увидев, как он красив, захотели дать ему каждый свое название. Состоялся общий совет, и после обсуждения большинство богов отказались от своего намерения. Только Нептун и Минерва продолжали спорить, чье имя присвоить городу.
Чтобы разрешить этот спор без обид и вражды, Юпитер объявил, что город будет вверен попечению того божества, которое создаст наиболее полезный для жителей дар. Подняв трезубец, Нептун ударил им о землю, и оттуда, сопровождаемый возгласами удивления и восхищения, выскочил конь благородных кровей. Гордый создатель коня расписал яркими красками все его достоинства, и все решили, что Минерве нечего и думать превзойти Нептуна. Долго и презрительно смеялись они, когда Минерва, в свою очередь, создала оливковое дерево. Но когда она рассказала им, как люди смогут использовать древесину, плоды, листья и ветви этого дерева, добавив, что оливковая ветвь служит символом мира и процветания, и потому гораздо важнее для жителей, чем конь, символ войны и бедности, они не могли не признать, что ее дар лучше всего послужит людям, и присудили награду ей.
Чтобы увековечить свою победу над соперником, Афина дала городу свое имя, и городские жители с тех пор стали считать ее своей небесной покровительницей.

Рене-Антуан Уасс - Навуходоносор и Семирамида закладывают висячие сады в Вавилоне

Если обратится к истории строительства Висячих садов, то становится понятно, что причиной их возведения, как многих других архитектурных жемчужин древности (например Тадж-Махал), была любовь. Царь Вавилона Навуходоносор II заключил военный союз с царем Мидии, женившись на его дочери по имени Амитис. Вавилон был торговым центов посреди песчаной пустыни, здесь всегда было пыльно и шумно. Амитис начала тосковать по родине, вечнозеленой и свежей Мидии. Чтобы порадовать свою любимую, решил построить в Вавилоне висячие сады.
От Вавилонского царства последнего периода существования дошли главным образом остатки архитектурных сооружений, в том числе дворцы Навуходоносора II и знаменитые "висячие сады". По преданию, в начале VI века до н.э. царь Навуходоносор II приказал создать висячие сады для одной из своих жен, тосковавшей в равнинной Вавилонии по своей родине в горной части Ирана. И, хотя в действительности «висячие сады» появились только во времена вавилонского царя Навуходоносора II, греческое сказание, переданное Геродотом и Ктесием, связало с созданием «висячих садов» в Вавилоне имя Семирамиды. Согласно легенде, царь Вавилона Шамшиадат V полюбил ассирийскую царицу-амазонку Семирамиду . В ее честь он построил огромное сооружение, состоящее из аркады – ряда арок, поставленных друг на друга. На каждом этаже такой аркады насыпалась земля и разбивался сад с множеством редчайших деревьев. Среди удивительных по красоте растений журчали фонтаны, распевали яркие птицы. Сады Семирамиды были сквозными и многоэтажными. Это придавало им легкость и сказочный вид.
Семирамида – (греч. Semiraramis), согласно ассирийским преданиям, имя царицы Шаммурамат (конец 9 века до н.э.), родом из Вавилонии, жены царя Шамшиадада V. После его смерти была регентшей при своем несовершеннолетнем сыне Ададнерари III (809-782 до н.э.).
Расцвет садов Семирамиды длился около 200 лет, после чего во времена гегемонии персов дворец пришел в запустение. В нем лишь изредка останавливались цари Персии во время редких поездок по империи. В 4м веке дворец был облюбован Александром Македонским в качестве резиденции, став последним местом его пребывания на земле. После его смерти 172 обставленные с роскошью комнаты дворца окончательно пришли в упадок — за садом окончательно перестали ухаживать, а сильные паводки повредили фундамент, и сооружение рухнуло.

Ганс фон Ахен - Вакх, Церера и Купидон

Церера — древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия.
Дионис, Вакх, Бахус — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.
До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны.
Эрот, также Эрос, Амур, у римлян Купидон — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

Джузеппе Чезари, кавалер д’Арпино - Персей и Андромеда

После долгого пути Персей достиг царства Кефея, лежавшего в Эфиопии на берегу Океана. Там, на скале, у самого берега моря он увидал прикованную прекрасную Андромеду, дочь царя Кефея. Она должна была искупить вину своей матери, Кассиопеи. Кассиопея прогневала морских нимф. Гордясь своей красотой, она сказала, что всех прекрасней она, царица Кассиопея. Разгневались нимфы и умолили бога морей Посейдона наказать Кефея и Кассиопею. Посейдон послал, по просьбе нимф, чудовище, подобное исполинской рыбе. Оно всплывало из морской глубины и опустошало владения Кефея. Плачем и стонами наполнилось царство Кофея. Он обратился, наконец, к оракулу Зевса Аммону и спросил, как избавиться ему от этого несчастья. Оракул дал такой ответ:

- Отдай свою дочь Андромеду на растерзание чудовищу, и окончится тогда кара Посейдона.

Народ, узнав ответ оракула, заставил царя приковать Андромеду к скале у моря. Бледная от ужаса, стояла у подножия скалы в тяжелых оковах Андромеда; с невыразимым страхом смотрела она на море, ожидая, что вот-вот появится чудовище и растерзает ее. Слезы катились из ее глаз, ужас охватывал ее от одной мысли о том, что должна она погибнуть в цвете прекрасной юности, полная сил, не изведав радостей жизни. Ее-то и увидал Персей. Он принял бы ее за дивную статую из белого паросского мрамора, если бы морской ветер не развевал ее волос и не падали из ее прекрасных глаз крупные слезы. С восторгом смотрит на нее юный герой, и могучее чувство любви к Андромеде загорается в его сердце. Персей быстро спустился к ней.
Андромеда рассказала, за чью вину приходится ей страдать. Не хочет прекрасная дева, чтобы герой подумал, что искупает она собственную вину. Еще не окончила свой рассказ Андромеда, как заклокотала морская пучина, и среди бушующих волн показалось чудовище. Оно высоко подняло свою голову с разверстой громадной пастью. Громко вскрикнула от ужаса Андромеда. Обезумев от горя, прибежали на берег Кефей и Кассиопея. Горько плачут они, обнимая дочь. Нет ей спасенья! Тогда заговорил сын Зевса, Персей:
- Еще много будет у вас времени лить слезы, мало времени лишь для спасения вашей дочери. Я - сын Зевса, Персей, убивший обвитую змеями горгону Медузу. Отдайте мне в жены вашу дочь Андромеду, и я спасу ее.
С радостью согласились Кефей и Кассиопея. Они готовы были сделать все для спасения дочери. Кефей обещал ему даже все царство в приданое, лишь бы он спас Андромеду. Уже близко чудовище. Оно быстро приближается к скале, широкой грудью рассекая волны, подобно кораблю, который несется по волнам, как на крыльях, от взмахов весел могучих юных гребцов. Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч. Почувствовав тяжкую рану, высоко поднялось в волнах чудовище; оно бьется в море, словно кабан, которого с неистовым лаем окружила стая собак; то погружается оно глубоко в воду, то вновь всплывает. Бешено бьет по воде чудовище своим рыбьим хвостом, и тысячи брызг взлетают до самых вершин прибрежных скал. Пеной покрылось море. Раскрыв пасть, бросается чудовище на Персея, но с быстротой чайки взлетает он в своих крылатых сандалиях. Удар за ударом наносит он. Кровь и вода хлынули из пасти чудовища, пораженного насмерть. Крылья сандалий Персея намокли, они едва держат на воздухе героя. Быстро понесся могучий сын Данаи к скале, которая выдавалась из моря, обхватил ее левой рукой и трижды погрузил свой меч в широкую грудь чудовища. Окончен ужасный бой. Радостные крики несутся с берега. Все славят могучего героя. Сняты оковы с прекрасной Андромеды, и, торжествуя победу, ведет Персей свою невесту во дворец отца ее Кефея.

Рубенс и Франс Снейдерс-Кимон и Ифигения

«Любовь, после многих околичностей, – это страстное желание обладать любимым предметом», – так (или приблизительно так) сказал Франсуа де Ларошфуко, автор «Размышлений, или Моральных изречений и максим». У некоторых такое страстное желание выражается в насильственных действиях, у других проявляется в стремлении к самосовершенствованию. А кто-то терпеливо ждет, когда плод сам упадет в руки. Но цель у всех одна: обладание любимым предметом. Это общие рассуждения. А вот история, герой которой не только захотел стать самым лучшим, но и стал им.
«Итак, мы читали когда-то в древних историях киприйцев: жил на острове Кипр именитый человек по имени Аристипп, который мирскими благами был богаче всех других своих земляков, и, если бы судьба не обидела его в одном отношении, он мог бы быть довольным более всякого другого. А дело было в том, что в числе прочих сыновей у него был один, превосходивший ростом и красотой тела всех других юношей, но почти придурковатый, и безнадежно. Его настоящее имя было Галезо, но так как ни усилиями учителя, ни ласками и побоями отца, ни чьей-либо другой какой сноровкой невозможно было вбить ему в голову ни азбуки, ни нравов и он отличался грубым и неблагозвучным голосом и манерами, более приличными скоту, чем человеку, то все звали его как бы на смех Чимоне, что на их языке значило то же, что у нас скотина». (Здесь необходимо отметить разное написание имени героя: Кимон и Чимоне. Этого недалекого молодого человека отец отправил в деревню жить и работать, делать все, что придется. Надо же было такому случиться, что Галезо однажды пошел по какой-то надобности в соседнюю деревню. И по дороге, проходя мимо родника, увидел нечто весьма интересное: «Возле него он увидел спавшую на зеленой поляне красавицу в столь прозрачной одежде, что она почти не скрывала ее белого тела, и лишь от пояса вниз на нее был накинут тонкий белый покров...» Он стоял, не двигаясь, боясь сделать какое-нибудь движение, только бы это чудо природы не проснулось. Но Ифигения все-таки открыла глаза и попыталась его спровадить. Не удалось: прыткий мальчик пошел ее провожать. И довел до дома. С того момента Чимоне переменился до неузнаваемости: он выпросился у отца вернуться в город, стал следить за собой, стал учиться и преуспел в науках, стал вежливым! Вот что делает с человеком женщина! П.П. Рубенс. Ифигения и Кимон. Кимон Это было только начало. Процесс превращения изгоя в кавалера длился несколько лет. За это время Ифигению просватали за другого. Галезо тоже пытался свататься к Ифигении несколько раз – и каждый раз получал от ворот поворот. Что делать? Столько усилий – и все зря? Он решил украсть невесту. Набрал команду храбрецов, нанял корабль – и увел Ифигению «из стойла» (как говорил Остап Бендер). Однако кража не удалась: буря сбила все планы. Она пригнала корабль с новоявленным женихом и столь желанной невестой обратно к тому месту, от которого отплыла банда похитителей. Галезо посадили в тюрьму, Ифигению вернули родителям. Потом были еще приключения, после которых Галезо все-таки украл Ифигению. Потом их простили, и жили они долго и счастливо. Что поучительного в этом рассказе? Волшебная сила любви! Она способна заставить человека сдвинуться с места, преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия, переделать самого себя (что, по сути, труднее всего). Что изобразил Рубенс в своей картине «Ифигения и Кимон»? Тот самый момент, когда Чимоне обнаружил спящую Ифигению. Тот самый момент, когда в душе пораженного видом Ифигении Чимоне всё резко изменилось: «Узрев ее, Чимоне оперся на посох и молча, с неизъяснимым восторгом, как будто впервые видел женщину, устремил на нее пристальный взор. И тут в его грубой душе, которой, как ни пытались облагородить ее, нежность чувствований дотоле была не сродна, возникло ощущение, внушившее низменному и незрелому его уму, что пред ним прекраснейшее создание из всех, какие когда-либо созерцал смертный».

Франс Поурбус I - Давид и Авигея

Авигея - умная и красивая лицом жена жестокого и злого нравом Навала, замечательная своей великодушной, благородной помощью, оказанной Давиду и его людям на горе Кармил. Таким образом она отвратила от своего мужа мщение, которое готовился нанести ему Давид за его грубый отказ в помощи. Когда Авигея рассказала своему мужу, Навалу, об угрожавшей ему опасности, то от ужаса замерло в нем сердце его, и стал он как камень и через 10 дней после того умер. Вскоре Авигея сделалась женой Давида и родила ему сына Далуия.

Ян Букхорст - Меркурий влюбляется в Герсу

Гермес, который был известен в Древнем Риме как Меркурий — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. Овидий рассказывает о том, как три сестры, возвращавшиеся с празднества Минервы и несшие на головах священные корзины, были замечены Меркурием, который тут же влюбился в самую красивую из них - Герсу. Другая из сестер- Аглавра - была снедаема завистью и препятствовала Меркурию войти в покои Герсы, когда однажды ночью он пришел к ней. Он коснулся Аглавры своим жезлом, и она превратилась в черный (цвета её мыслей) камень.


fada505e4bf1 (97x51, 3Kb)

Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни,
Дня земного ласковый расцвет!
Только в небывалом царстве песни
Жив еще твой баснословный след.
Вымерли печальные равнины,
Божество не явится очам;
Ах, от знойно-жизненной картины
Только тень осталась нам.

Все цветы исчезли, облетая
В жутком вихре северных ветров;
Одного из всех обогащая,
Должен был погибнуть мир богов.
Я ищу печально в тверди звездной:
Там тебя, Селена, больше нет;
Я зову в лесах, над водной бездной:
Пуст и гулок их ответ!

Безучастно радость расточая,
Не гордясь величием своим,
К духу, в ней живущему, глухая,
Не счастлива счастием моим,
К своему поэту равнодушна,
Бег минут, как маятник, деля,
Лишь закону тяжести послушна,
Обезбожена земля.

Чтобы завтра сызнова родиться,
Белый саван ткет себе она,
Все на той же прялке будет виться
За луною новая луна.
В царство сказок возвратились боги,
Покидая мир, который сам,
Возмужав, уже без их подмоги
Может плыть по небесам.

Да, ушли, и все, что вдохновенно,
Что прекрасно, унесли с собой,-
Все цветы, всю полноту вселенной,-
Нам оставив только звук пустой.
Высей Пинда, их блаженных сеней,
Не зальет времен водоворот:
Что бессмертно в мире песнопений,
В смертном мире не живет.
Фридрих Шиллер "Боги Греции"
1788

fada505e4bf1 (97x51, 3Kb)



0_809c0_24537792_S (148x150, 38Kb)
Отсюда: >>>  http://www.liveinternet.ru/users/3383678/post257078097/

Комментариев нет:

Отправить комментарий